среда, 30 сентября 2020 г.

Родной язык. 7Г класс. Учебная неделя с 14 по 18 сентября.

 Тема: Устаревшие слова

Прочитать и выполнить домашнее задание.

 Слова, которые вышли из активного употребления называются устаревшими.

Так, перестали употребляться в связи с исчезновением понятий слова боярин, бурмистр, дьяк, вечецарь и другие. Слова этой группы называются историзмами. Некоторые из них еще понятны носителям языка, но активно ими не используются. 

Если понятие о предмете, явлении, действии, качестве сохраняется, а названия, закрепленные за ним, в процессе развития языка заменяются другими, более приемлемыми по тем или иным причинам для следующих поколений носителей языка, то старые номинации образуют группы так называемых архаизмовпонеже — потому, вежды — веки, гостьба — торговля и другие. А некоторые из слов подобного типа практически стоят уже за пределами даже пассивно существующих лексических запасов современного литературного языка: тать - вор. Нередко и те и другие типы архаизмов сохраняются в современном языке в составе фразеологизмов: попасть впросак, где просак - прядильный веревочный станок; ни зги не видно, где зга - дорога, дорожка. 

                  Примеры:                   « Устаревшие слова».

1. Историзмы – это такие устаревшие слова, которые обозначают явления и предметы, ушедшие из жизни:

1). Названия старых мер длины, веса: аршин, вершок, сажень.                                                                 2). Старинной одежды и обуви: армяк, кафтан, камзол.                                                                   3). Названия учреждений и должностных лиц: вече, управа, воевода, исправник.                                      4). Лиц по профессии, занятию: стрелец, стражник, ратник, приказчик.                                     5). Старых учебных заведений и учащихся: бурса, институтка, курсистка.                                      6). Бытовые понятия: корчма, лабаз, алтын, целковый.

2. Архаизмы – это такие устаревшие слова, которые имеют синонимы в современном русском языке: чело – лоб, ланита – щека, око – глаз, перст – палец, воитель - воин, рыбарь - рыбак, вотще - напрасно, понеже - потому что, вельми - очень, присно - постоянно, стезя – дорога, десница - правая рука, шуйца – левая, агнец - ягненок, ведать - знать, внимать - слушать, врата - ворота, глас - голос, грясти - идти, длань - ладонь, днесь - сегодня, дщерь - дочь, зело - очень, зреть - смотреть, кормчий - рулевой.  

 

Задание 1. Перепишите; найдите в тексте устаревшие слова и поясните значение.

Из какого произведения отрывок? Кто его автор?

В_р_тился старик ко старухе.
Что ж он вид_т? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В д_р_гой с_больей душ_грейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках з_л_тые пер(ст,с)ни,
На ногах красные сапо_ки.
(Перед нею усердные слуги;
Она б_ёт их за чупрун таска_т.
Г_в_рит старик своей старухе
Здра(вст,ст)вуй барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна.
На него прикрикнула старуха
На конюшне служить его послала.

 

Домашнее задание: выполнить задание 1.

Комментариев нет:

Отправить комментарий