Родной язык и литература 8ВГД

 Родной язык.  Учебная неделя 11 - 15.01.2021г. 

Речевая агрессия

                                                   Различают

активную речевую агрессию                             пассивную речевую агрессию  
оскорбление , унижение, насилие                отказ разговаривать с другим
                                                                              человеком
Приемы реагирования на агрессивные выпады
(это «секретные» словесные конструкции, с помощью которых можно уклоняться от речевых нападок )
·       Игнорирование
·       Переключение внимания
·       «Перевернутая лупа»
·       Амортизация
·       Прямое порицание
Игнорирование речевой агрессии: не реагировать на бестактность в свой адрес, «не замечать» враждебности со стороны собеседника, не отвечать грубостью на грубость. Это может быть молчание в ответ на агрессивное высказывание; отказ от продолжения общения (отвернуться, уйти); продолжение общения в спокойной, ровной тональности. При этом действия могут сопровождаться словесными комментарием: «Мне не приятна эта ситуация». «Атмосфера не способствует общению» и т.д.
Переключение внимания — другой известный прием предупреждения или свертывания словесной агрессии, основанный на отрицательном подкреплении. Переключить внимание агрессора — значит чем-то отвлечь его, остудить пыл и отвести негативную энергию в более мирное русло:
Интересное сообщение (Ты только послушай, что я тебе скажу!...)
Неожиданный вопрос (Кстати, а ты знаешь, что…?)
Перевод разговора на другую тему
Конструктивное предложение (Можно попробовать…)
«Неожиданная» мысль, идея (Слушай, мне тут вдруг пришло в голову…)
Попутная просьба (закрыть дверь, подать что-либо)
«Дежурная» шутка или анекдот в тему
«Перевернутая лупа» – еще один прием нейтрализации словесного выпада или сглаживания грубости речи, базирующийся на ее отрицательном подкреплении.
Суть этого приема заключается в том, чтобы преподнести возникшую проблему или сложившуюся ситуацию как нечто менее значительное и менее негативное, чем можно вообразить. Стоит ли делать из мухи слона?; Это не тот случай, чтобы поднимать бурю в стакане воды; Не надо так кричать, ведь не происходит ничего ужасного; Давайте попробуем разобраться вместе: проблема покажется вам гораздо менее существенной – вот увидите!; Полагаю, это не заслуживает таких переживаний с вашей стороны!; Не стоит так волноваться – здоровье дороже всего!; Ты так возмущаешься, словно уже конец света!; Мне кажется, ты излишне горячишься.
Важное уточнение: «переворачивать лупу» стоит лишь в том случае, если случившееся действительно не очень серьезно и не заслуживает больших эмоциональных затрат. В противном случае это может вызвать обратную реакцию – усиление раздражения, возмущения, досады.
Амортизация – особый способ свертывания речевой агрессии. Частной разновидностью этого приема можно считать самоиронию – комическое усиление негативного смысла высказывания в собственный адрес; согласие с обвинениями как с доблестями:
– Что ты на себя напялил?! Ты же ужасно одет!
– Да! Конечно! Полностью с тобой согласен! От меня вообще люди на улице шарахаются и пальцем показывают!
Отметим, однако, что амортизация словесного удара эффективна только в том случае, если высказывание не содержит насмешки над адресатом. В противном случае создается впечатление издевки, и враждебность лишь провоцируется или усиливается. Такая тактика может рассматриваться как оборонительная, защитная, но никак не устраняющая речевую агрессию.
Прямое порицание агрессивных высказываний- это словесное пресечение. Это наиболее жесткий из всех приемов:
Да что вы такое говорите ?!
Я глубоко возмущена этими словами !
Кто вам дал право вам хамить?
Твое поведение просто недопустимо!
 
Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Почему люди ссорятся?»

  Родная литература.  Учебная неделя 18 - 22.01.2021г. 

Анализ повести «Отрочество».

В повести «Отрочество» продолжается анализ души взрослеющего человека. Период отрочества начинается у Николая после смерти матери.

Сюжет повести:

1.                   ЗАВЯЗКА Переезд в Москву.

2.                   Вхождение в мир героя новых ощущений.

3.                   Дробь. История Карла Ивановича.

4.                   Ключ от портфеля. Наказание.

5.                   Скептицизм.

6.                   КУЛЬМИНАЦИЯ Смерть бабушки.

7.                   РАЗВЯЗКА Подготовка к поступлению в университет.

Первая моральная перемена произошла в Николеньке во время данного путешествия.

Тема одиночества возникает на первых страницах повести и, нарастая, проходит почти через все произведение. В Москве все стало не таким, каким было раньше. Здесь он испытал чувство первой влюбленности.

· Глава «Маша»

Среди доминирующих черт Николеньки — застенчивость, доставляющая герою множество страданий, желание быть любимым и самоанализ. Николенька очень комплексует по поводу своей внешности.

· Глава «Изменница».

Пустяки больно ранят подростка, ощущающего свое одиночество, превращаются в трагедию, доводящую до отчаяния.

· Глава «Отрочество»

Философская глава.

ВОПРОС: О чем же думал Николай в течение года, пока вел свою уединенную жизнь?

Найдите ответ в тексте главы «Отрочество».

Какое философское направление становится любимым? (Скептицизм)

Записать понятие:

Скептицизм (греч.)– философское направление, выдвигающее сомнение в надежности истины.

· Глава «Смерть бабушки»

В этой главе появляется контраст в изображении событий. Смерть и отсутствие сожаления (последний абзац главы).

Толстой использует контраст, чтобы показать дисгармонию окружающего мира.

Николеньке тяжело от душевных страданий. Но он уверен, что это временно и сравнивает отрочество с пустыней, через которую хотел бы поскорее пройти. Он уверен, что лишь в редкие минуты человек не верит ни в то, что будет будущее, ни даже в то, что было прошлое.

Подведение итогов:

Какие изменения произошли в главном герое?

Меняется его восприятие окружающего мира — приходит понимание того, что мир не вращается вокруг него одного, что вокруг много людей. Он воспринимал мир через чувство одиночества, с появлением друга Нехлюдова его взгляды на жизнь меняются. Происходит переоценка смысла жизни. Для автора очень важен процесс постепенного избавления от замкнутости, как с нравственной, так и с психологической стороны.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Написать небольшое рассуждение на тему: «Подросток 19 века и подросток 21 века: разные эпохи, но схожие проблемы».

(описать, в чем ваше сходство и в чем разница ваших мыслей)



Родной язык. Учебная неделя 25 - 29.01.2021г.

Тема: Информация: способы и средства её получения и переработки

Прочитайте и ответьте на вопрос "Каким будет чтение завтрашнего дня?"

     Информация (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение) — очень широкое понятие, имеющее множество тракто­вок. В обыденной, жизни под информацией понимают всякого рода со­общения, сведения о чём-либо, которые получают и передают люди. Информация для человека — это содержание сигналов (сообщения), воспринимаемых человеком непосредственно или с помощью специальных устройств, расширяющих его знания об окружающем мире и протекающих в нём процессах.

     Источники информации:

— телевизор,

— радио,

— интернет,

— газета,

— журнал,

— книга,

— часы,

— телефон.



БУМАЖНАЯ КНИГА Бумажная книга – один из видов печатной продукции: непериодическое издание, состоящее из сброшюрованных или отдельных бумажных листов (страниц) или тетрадей, на которых нанесена типографским или рукописным способом текстовая и графическая информация, имеющее, как правило, твердый переплет.

ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА Электронная книга – класс мобильных цифровых устройств, предназначенных для чтения книг в электронном (цифровом) формате.

ИНТЕРЬЕРНАЯ КНИГА В русскоязычных контекстах это название встречается преимущественно на английском – coffee table book (букв, «книга для кофейного столика») и обозначает иллюстрированное подарочное, обычно крупноформатное издание в твёрдой обложке, используемое, главным образом, как предмет интерьера, элемент дизайна, статусный атрибут либо выставочный экспонат.

Шебби – бук – это книга сделанная из ткани. Используется для украшения интерьера.

Партворк – это узкоспециализированное периодическое издание познавательного, развлекательного, коллекционного характера, состоящее из выпусков (частей), выходящее еженедельно или один раз в две недели .

Флипбук – книжный формат малого размера с уникальной ориентацией страниц, при которой страницы перелистываются вертикально.

KNIGLI - это одновременно книга и картина. Книгля представляет собой рисунок, созданный из целого текста произведения, для чтения которого кокетливо прилагается лупа трёхкратного увеличения.

Виммельбух – детская развивающая книжка крупного формата с яркими, детализированными, максимально насыщенными визуальной информацией иллюстрациями.

Книга – театр (понорамка). Читая такие книги, мы попадаем в мир сказки. При открывании каждой страницы книги, как по волшебству перед нами оживают объемные картинки из тонкого картона.

Книга раскладушка – это когда страницы книги сложены наподобие мехов гармони, поэтому читать и рассматривать ее нужно раскладывая и складывая страницы.

Буктрейлер (англ. booktrailer) — это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – реклама свежевышедших книг и пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Главная задача буктрейлера - заинтересовать и удивить будущего читателя, привлечь внимание к сюжетной линии и героям художественного произведения. При создания буктрейлера можно использовать видео, иллюстрации, фотографии, обложки книг.

  Родная литература.  Учебная неделя 01 - 05.02.2021г. 

Домашнее задание. М. Горький «Песнь о Соколе», «Песнь о Буревестнике» прочитать.


Родной язык. Учебная неделя 08 - 12.02.2021г.


Домашнее задание: Построить собственную аргументацию (доказательство или опровержение) следующего тезиса: Высказывания, имеющие одно и то же значение, могут обладать разным смыслом.


Родная литература. Учебная неделя 15 - 19.02.2021г.

Домашнее задание. Прочитать стихотворение А.А.Блока "На поле Куликовском".

Родной язык. Учебная неделя 24 - 26.02.2021г.

Домашнее задание. Решить задание ВПР.

Родная литература. Учебная неделя 01 - 05.03.2021г.

Домашнее задание. Выучить одно стихотворение А.Т. Твардовского «В тот день, когда окончилась война…», «Две строчки», «Жестокая память».

Родной язык. Учебная неделя 9 - 12.03.2021г.

Виды доказательств

1. Прочитайте правило:

По способу проведения доказательства делятся на два вида: прямые и косвенные.

При прямом доказательстве задача состоит в том, чтобы найти такие убедительные аргументы, из которых логически вытекает тезис.

Косвенное доказательство устанавливает справедливость тезиса тем, что вскрывает ошибочность противопоставляемого ему допущения, антитезиса.

2. Ознакомьтесь с примером текста-рассуждения (задание 3, тема 3 устного собеседования) Вопросы, предложенные на карточке участника собеседования

1. Что такое дружба?

2. Почему в последнее время люди часто завязывают дружеские отношения в Интернете?

3. Могут ли люди, познакомившись в Интернете, сохранить свои отношения в реальной жизни?

4. Какие качества Вы цените в друге больше всего?

Тезис:  Дружба – это взаимоотношения между людьми, в основе которых лежат взаимопонимание, взаимовыручка, общность интересов, а главное – доверие. Дружба – это живое общение, поэтому в Интернете настоящих друзей найти нельзя.

Довод: В последнее время люди, словно соревнуясь друг с другом, часто завязывают дружеские отношения в Интернете: чем больше виртуальных друзей, тем лучше. К этому их, как мне кажется, подталкивает одиночество в реальной жизни.  Но к дружбе, на мой взгляд, и к простому общению большое количество виртуальных «друзей» не имеет никакого отношения.

Пример: «Тот, кто хвастается, что приобрел множество друзей, никогда не имел ни одного друга», - очень точно сказал Сэмюэл Кольридж. Поэтому множество виртуальных друзей свидетельствует об отсутствии настоящего друга.

Несколько слов о своем друге.

Вывод: Дружба в Интернете не может быть крепкой, потому что различные символы, смайлики никогда не смогут заменить настоящие, подлинные эмоции и чувства. Виртуальная дружба – это подделка, а виртуальный друг – это набор символов и смайликов.

3. Домашнее задание: напишите сочинение-рассуждение на тему: «Какого человека можно назвать другом?»

Не забудьте дать ответы на вопросы:

1. Что такое дружба?

2. Почему не каждого знакомого человека можно назвать другом?

3. Есть ли у Вас настоящий друг?


Родная литература. Учебная неделя 15 - 19.03.2021г.

Домашнее задание. Выучить стихотворение о ВОВ.

Родной язык. Учебная неделя 22 - 26.03.2021г.

«Разговорная речь. Самохарактеристикасамопрезентация» 
Прочитайте и выполните домашнее задание.
 Русская разговорная речь- это речь носителей литературного языка, функционирующая в условиях непринужденного, неподготовленного общения.  
Повторим: 
C:\Users\Ирина\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\si-1.jpg
C:\Users\Ирина\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\si.jpg
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ – это умение человека подать себя с лучшей стороны, произвести благоприятное впечатление на окружающих и сохранять его.
C:\Users\Ирина\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\slide-2.jpg
C:\Users\Ирина\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\imgs_touch.jpg
Домашнее задание. Составить  письменно самопрезентацию,  выбрав при этом должность, на которую вы  претендуете.



Родная литература. Учебная неделя 05 - 09.04.2021г.

Домашнее задание. Б. Полевой "Повесть о настоящем человеке". Посмотреть фильм и написать отзыв.

Комментариев нет:

Отправить комментарий