воскресенье, 21 января 2018 г.

22. 01. 2018. 5Г, Д. Русский язык. 
Тема урока: Суффиксы.
- Дорогие ребята, мы продолжаем путешествие по удивительной стране под названием “Морфемика”. И отправимся мы сегодня в гости к королю Грамматики.
Король Грамматики очень любил книжку «Приключения Гулливера». А поскольку он был человек очень занятой и самому побывать в Лилипутии не представлялось возможным, он решил пригласить лилипутов к себе в гости. Они с радостью приняли приглашение и приехали и гости так быстро, что король даже не успел приготовиться к их приезду. А ведь обычный дом для лилипута - целый домище! Но король не растерялся, и в мгновенье ока ДОМ превратился в ДОМИК, СТОЛ - в СТОЛИК, СТУЛ - в СТУЛЬЧИК, КРОВАТЬ - в КРОВАТКУ. Король побежал на кухню. Ужас! Суп для гостей пересолили! Но прежде чем его успели подать к столу, СОЛЕНЫЙ суп стал СОЛОНОВАТЫМ, КИСЛЫЙ сок - чуть-чуть КИСЛОВАТЫМ, и даже старый повар из ЛЫСОГО превратился в ЛЫСОВАТОГО.
ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ: дом ■ домище - домик
стол - столик стул – стульчик
кровать - кроватка
соленый - солоноватый
кислый - кисловатый лысый -лысоватый
- Какая часть слова пришла на помощь королю?
Сформулируйте и запишите тему урока. (Суффиксы и их значения.)
Какие задачи нам необходимо решить? Чему должны научиться?
(Определять значение суффиксов. Находить суффиксы в словах, правильно писать слова с суффиксами. Выполнять морфемный разбор слов.)
На доске:
ОНОК НИК ИК ТЕЛЬ ОК ИН ИСТ ОВ ОЧК ЁНОК ЧИК Б К ИЩ АЩ ЯЩ
- Что это за слова на доске?
- Что можно сказать об их значении?
- Сами эти части слов, наверное, ничего не обозначают, но их можно услышать в словах, например: тигр – тигрёнок, лист – листик, ягода- ягодка.. Это  не слова, это суффиксы.
Наши задачи: мы должны понять :
  • Что образуют суффиксы?
  • Какую роль играет суффикс в слове?
  • Почему  суффикс - значимая часть слова.
  • Какие суффиксы называются суффиксами оценки?
  • На какие группы по значению делятся суффиксы?
  • Употребляются ли одинаковые суффиксы для образования разных по значению слов одной и той же части речи?
3. Этап усвоения нового материала.
Синтаксический разбор предложения.
Обычный дом для лилипута - целый домище!
Морфемный разбор ДОМИЩЕ
Для чего нужен  суффикс? Как изменилось слово дом  с помощью суффикса? (Можно изменить лексическое значение слова при помощи такой морфемы).
Знакомство с материалом учебника § 76
(Суффикс занимает место после корня. Это значимая часть слова. Суффикс служит для образования слов с новым лексическим значением, а также для образования однокоренных слов различных частей речи.)
-Какие значения бывают у суффиксов.

СУФФИКСЫ
ЗНАЧЕНИЯ
-ик-,-ушк-,-к-,-онк-,-еньк-,-ок-,-очк-
уменьшительно-ласкательное значение = суффиксы оценки
- чик-,-щик-,-ист-,-тель-
название лица по роду занятий, по профессии
-оват-,-еват-
признак предмета
-ан-,-ян-,-анин-,-янин-,-ец-,-ск-
название лица по месту жительства
-ец-
принадлежность действия лицу
-ищ-
увеличительное значение
-ищ-
место
4. Этап первичного закрепления знаний
ТРЕВОЖНЫЕ СОБЫТИЯ
На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики сбрасывали на городок орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты – десантники меж синеватых облаков стали спускаться на речевых ошибках и сеять в Слованске бессмыслицу. Почернели улочки города. Но каждый слованец поднялся на защиту Родины. Самое драгоценное, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища. И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки.
Самостоятельная работа с текстом 
— Выпишите слова с суффиксами -чик- ,-щик- ,-ист-, -тель-, -оват-, -еват-определите их значение.
— Вспомните и запишите суффиксы со значением “житель какой-либо страны, города, края”. Найдите в тексте слова с подобным значением и выделите суффиксы. 
— Одинаковое ли значение вносит суффикс в эти слова? 
— Выпишите слова с суффиксом –ищ-, определите значение
— Одинаково ли значение этих слов? 
— Какой можно сделать вывод, анализируя слова с суффиксами –ец-,-ищ-? 
— Вот и заканчивается наш урок.. Достаточно ли мы были внимательны? С этой целью я предлагаю вам выполнить следующие задания.
·         Выписать из текста “Тревожные события” словосочетания, включающие слова с суффиксами оценки.
·         Придумать и записать 2–3 предложения о том, как дальше развивались события в городе Слованске.  Выделить в словах известные суффиксы, определить их значение.
·         Написать 2–3 предложения о том, каким стал Слованск через пять лет. Выделить в словах известные суффиксы, определить их значение.
5. Этап подведения итогов.
Итак, сегодня мы говорили о суффиксах, наиболее часто встречающихся в нашей речи.
А вообще, в русском языке 4,5 тысячи корней, чуть меньше приставок, около 100 окончаний, около 500 суффиксов. Знакомство с этими морфемами мы продолжим на следующих уроках.

6. Домашнее задание: повторить значения суффиксов по записям в конспекте, § 76, упр.410, 413.

Комментариев нет:

Отправить комментарий