воскресенье, 21 января 2018 г.

22.01.2018г. 5В. Русский язык.
Тема: «Корень слова».
Цели урока:
 - дать понятие о корне как морфеме;
 - научиться находить корень слова, подбирать однокоренные слова.
Внимательно слушайте – и всё услышите.
Внимательно смотрите – и всё увидите.
Думайте – и всё поймёте.
Откройте тетради, запишите: число,  классная работа.
- Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие по стране, которая называется«Морфемика». Интересно, что это за страна Морфемика? Кто её жители?
Продолжи предложение:
Морфемика – наука, которая изучает . . . .
Морфема – это. . .
Я знаю морфемы: . . ., . . ., . . ., . . .
- А теперь угадайте: кто ждет нас в гости, чтобы поделиться своей мудростью?
Вставьте пропущенные буквы. Из вставленных букв составьте слова.
 Хок…ей, м…рфема, тер…итория, извинит…, тен…ис, буд…те добры;
 …делать, кол…екция, пр…стите, здра…ствуйте, бл…годарю.
- Сегодня на уроке мы отправимся в гости к Корню, чтобы узнать все его секреты.
Как вы думаете, какая тема нашего урока? Запишите в тетради.
- Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и выделяя корни у существительных.
Как нас раду…т кр…сота и ар…матп…левых цв…тов! Но часто к ним
тянутся жадные руки и безжалос…норвут их.
Давайте бер…жно относиться к каждому цветоч…ку!
- Ребята, выразительно прочитаем эти предложения.
- Можно ли назвать это текстом?  Вспомните, что такое текст?
- Какая тема этого текста? Чему учит данный текст?
- Выделите корни в словах первого предложения. Прочитайте слова без корня.
- Можно ли без корня понять значение слова?
Я, как морфема, очень важна!
   Слова не может быть без меня!
Вывод (1-й секрет). Корень – главная значимая часть слова.
Молодцы, ребята! В нашем рюкзаке 1-й секрет. И мы двигаемся дальше.
  Есть у слова корень, ветви и листва.
  Ствол как смысл, которым наша речь жива. 
Лингвистическая сказка.
   Жил-был много лет назад корень –земл -. Нашли его люди и подумали: «Что с ним делать?» А корень и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое дерево».
   Посадили люди корень, стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий… Много ростков появилось от корня – земл - . Все они похожи на корень, но и своё в каждом есть.
-  Интересно, какие слова вырастите вы на этом дереве?(земельный, землица, … (продолжите ряд)
- Что общего у всех слов?
- Как называются слова этого дерева?
- В какой морфеме заключено общее лексическое значение?
Вывод (2 секрет). В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов.
Потренируемся!Давайте тоже вырастим такие необычные деревья.
Корни для работы: - един -, - див -, - явл -,  - скрип  -.
- Какое значение заключено в корне слова?
Работа с учебником. Откройте учебник на стр. 12-13, прочитайте определение.
   Рюкзаки наши потяжелели. Сделаем привал, поиграем в «Третий лишний».
Я слова читаю вам.
Вы прислушайтесь к словам.
Может, лишние попали?             
Докажите, как узнали.
= Лес, лестница, лесник.
= Косичка, косить, покос.
= Левый, лев, налево.
= Смешной, смешать, смешить.
- Являются ли данные слова однокоренными?
(Корень у слов одинаковый, а лексическое значение разное.)
 - Как называются слова, одинаковые по произношению и написанию, но разные по лексическому значению?
Такие корни тоже называются омонимичными.
 - Можно ли такие слова вырастить на одном дереве?
Запишите стихотворение, выделите корни, найдите однокоренные слова.
Чтобы сосны, липы, ели
Не б…лели, з…ленели,
Чтобы новые л…са
Поднимались в н…беса,
Их под звон и гомон птичий
Охр…няет друг – л...сничий.
Есть у слова формы, есть родня,
Корень вам поможет найти лишь она.
 - Что же надо сделать, чтобы правильно выделить корень слова?
Вывод (3 секрет).Чтобы найти корень слова, нужно подобрать однокоренные слова.
«Верю – не верю».
 - Верите ли вы, что слова лето, полетать - однокоренные?
 - Верите ли вы, что садовый, садовому, садовая - однокоренные?
 - Верите ли вы, что солнце, солнечный, солнышко – однокоренные слова?
 - Верите ли вы, что есть омонимичные корни?
= Нам надо положить в рюкзак знаний последний секрет Корня.
- Как вы думаете: однокоренные слова могут быть только одной и той же частью речи или нет?Посмотрите на дерево корней.
Одной или разных частей речи слова
Помогут вам корень найти всегда.
Вывод (4 секрет). Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.
Молодцы, ребята!Но Корень решил проверить, хорошо ли вы запомнили все его секреты.
Выбери верное утверждение.    1-а, 2-в, 3-б, 4-в, 5- а,  6- б . (а в б - в а б)
1. Корень – это…
А) главная значимая часть слова,
Б) часть речи,
В) часть предложения.
2. В корне заключено…
А) значение одного слова,
Б) значение предметности
В) общее лексическое значение однокоренных слов.
3. Чтобы найти корень, нужно…
А) изменить слово,
Б) подобрать однокоренные слова,
В) объяснить значение слова.
4. Однокоренные слова…
А) могут быть только одной частью речи,
Б) могут быть только разных частей речи,
В) могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.
5. В какой строке записаны слова с омонимичными корнями?
А) длинная коса, косить траву, косой заяц;
Б) водяной, водица, подводный;
В) трава, травяной, травинка.
6. В какой строке записаны однокоренные слова?
А) озеро, за озером, озёра;
Б) солнце, солнечный, солнышко;
В) спокойному, спокойная, спокойного.

 Домашнее задание. Параграф 74, теорию знать. Упражнения 394, 395.

Комментариев нет:

Отправить комментарий