Тема: Устаревшие слова
Прочитать и выполнить домашнее задание.
Слова, которые вышли из активного употребления называются
устаревшими.
Так, перестали употребляться в связи
с исчезновением понятий слова боярин, бурмистр, дьяк, вече, царь и
другие. Слова этой группы называются историзмами. Некоторые из них еще
понятны носителям языка, но активно ими не используются.
Если понятие о предмете, явлении,
действии, качестве сохраняется, а названия, закрепленные за ним, в процессе
развития языка заменяются другими, более приемлемыми по тем или иным причинам
для следующих поколений носителей языка, то старые номинации образуют группы
так называемых архаизмов: понеже — потому, вежды —
веки, гостьба — торговля и другие. А некоторые из слов
подобного типа практически стоят уже за пределами даже пассивно существующих
лексических запасов современного литературного языка: тать - вор.
Нередко и те и другие типы архаизмов
сохраняются в современном языке в составе фразеологизмов: попасть
впросак, где просак - прядильный веревочный станок; ни
зги не видно, где зга - дорога, дорожка.
Примеры: « Устаревшие слова».
1.
Историзмы – это такие устаревшие слова, которые обозначают явления и
предметы, ушедшие из жизни:
1). Названия старых мер
длины, веса: аршин, вершок, сажень. 2). Старинной одежды и
обуви: армяк, кафтан, камзол.
3). Названия учреждений и должностных лиц: вече,
управа, воевода, исправник.
4). Лиц по профессии,
занятию: стрелец, стражник, ратник, приказчик. 5).
Старых учебных заведений и учащихся: бурса, институтка, курсистка. 6).
Бытовые понятия: корчма, лабаз, алтын, целковый.
2. Архаизмы – это такие
устаревшие слова, которые имеют синонимы в современном русском языке: чело
– лоб, ланита – щека, око – глаз, перст – палец, воитель
- воин, рыбарь - рыбак, вотще - напрасно, понеже -
потому что, вельми - очень, присно - постоянно, стезя –
дорога, десница - правая рука, шуйца – левая, агнец -
ягненок, ведать - знать, внимать - слушать, врата -
ворота, глас - голос, грясти -
идти, длань - ладонь, днесь - сегодня, дщерь - дочь, зело
- очень, зреть - смотреть, кормчий - рулевой.
Задание 1. Перепишите;
найдите в тексте устаревшие слова и поясните значение.
Из какого произведения отрывок? Кто его автор?
В_р_тился старик ко старухе.
Что ж он вид_т? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В д_р_гой с_больей душ_грейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках з_л_тые пер(ст,с)ни,
На ногах красные сапо_ки.
(Перед нею усердные слуги;
Она б_ёт их за чупрун таска_т.
Г_в_рит старик своей старухе
Здра(вст,ст)вуй барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна.
На него прикрикнула старуха
На конюшне служить его послала.
Домашнее задание: выполнить задание 1.
Комментариев нет:
Отправить комментарий