Родной язык. Учебная неделя 11 - 15.01.2021г.
активную речевую агрессию пассивную речевую агрессию
оскорбление , унижение, насилие отказ разговаривать с другим
человеком
Приемы реагирования на агрессивные выпады
(это «секретные» словесные конструкции, с помощью которых можно уклоняться от речевых нападок )
· Игнорирование
· Переключение внимания
· «Перевернутая лупа»
· Амортизация
· Прямое порицание
Игнорирование речевой агрессии: не реагировать на бестактность в свой адрес, «не замечать» враждебности со стороны собеседника, не отвечать грубостью на грубость. Это может быть молчание в ответ на агрессивное высказывание; отказ от продолжения общения (отвернуться, уйти); продолжение общения в спокойной, ровной тональности. При этом действия могут сопровождаться словесными комментарием: «Мне не приятна эта ситуация». «Атмосфера не способствует общению» и т.д.
Переключение внимания — другой известный прием предупреждения или свертывания словесной агрессии, основанный на отрицательном подкреплении. Переключить внимание агрессора — значит чем-то отвлечь его, остудить пыл и отвести негативную энергию в более мирное русло:
Интересное сообщение (Ты только послушай, что я тебе скажу!...)
Неожиданный вопрос (Кстати, а ты знаешь, что…?)
Перевод разговора на другую тему
Конструктивное предложение (Можно попробовать…)
«Неожиданная» мысль, идея (Слушай, мне тут вдруг пришло в голову…)
Попутная просьба (закрыть дверь, подать что-либо)
«Дежурная» шутка или анекдот в тему
«Перевернутая лупа» – еще один прием нейтрализации словесного выпада или сглаживания грубости речи, базирующийся на ее отрицательном подкреплении.
Суть этого приема заключается в том, чтобы преподнести возникшую проблему или сложившуюся ситуацию как нечто менее значительное и менее негативное, чем можно вообразить. Стоит ли делать из мухи слона?; Это не тот случай, чтобы поднимать бурю в стакане воды; Не надо так кричать, ведь не происходит ничего ужасного; Давайте попробуем разобраться вместе: проблема покажется вам гораздо менее существенной – вот увидите!; Полагаю, это не заслуживает таких переживаний с вашей стороны!; Не стоит так волноваться – здоровье дороже всего!; Ты так возмущаешься, словно уже конец света!; Мне кажется, ты излишне горячишься.
Важное уточнение: «переворачивать лупу» стоит лишь в том случае, если случившееся действительно не очень серьезно и не заслуживает больших эмоциональных затрат. В противном случае это может вызвать обратную реакцию – усиление раздражения, возмущения, досады.
Амортизация – особый способ свертывания речевой агрессии. Частной разновидностью этого приема можно считать самоиронию – комическое усиление негативного смысла высказывания в собственный адрес; согласие с обвинениями как с доблестями:
– Что ты на себя напялил?! Ты же ужасно одет!
– Да! Конечно! Полностью с тобой согласен! От меня вообще люди на улице шарахаются и пальцем показывают!
Отметим, однако, что амортизация словесного удара эффективна только в том случае, если высказывание не содержит насмешки над адресатом. В противном случае создается впечатление издевки, и враждебность лишь провоцируется или усиливается. Такая тактика может рассматриваться как оборонительная, защитная, но никак не устраняющая речевую агрессию.
Прямое порицание агрессивных высказываний- это словесное пресечение. Это наиболее жесткий из всех приемов:
Да что вы такое говорите ?!
Я глубоко возмущена этими словами !
Кто вам дал право вам хамить?
Твое поведение просто недопустимо!
Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Почему люди ссорятся?»
Родная литература. Учебная неделя 18 - 22.01.2021г.
Анализ повести «Отрочество».
В
повести «Отрочество» продолжается анализ души взрослеющего человека.
Период отрочества начинается у Николая после смерти матери.
Сюжет повести:
1.
ЗАВЯЗКА Переезд в
Москву.
2.
Вхождение в мир героя новых ощущений.
3.
Дробь. История Карла Ивановича.
4.
Ключ от портфеля. Наказание.
5.
Скептицизм.
6.
КУЛЬМИНАЦИЯ Смерть
бабушки.
7.
РАЗВЯЗКА Подготовка к
поступлению в университет.
Первая
моральная перемена произошла в Николеньке во время данного путешествия.
Тема
одиночества возникает на первых страницах повести и, нарастая, проходит почти
через все произведение. В Москве все стало не таким, каким было раньше. Здесь
он испытал чувство первой влюбленности.
· Глава «Маша»
Среди
доминирующих черт Николеньки — застенчивость, доставляющая герою множество
страданий, желание быть любимым и самоанализ. Николенька очень комплексует по
поводу своей внешности.
· Глава
«Изменница».
Пустяки
больно ранят подростка, ощущающего свое одиночество, превращаются в трагедию,
доводящую до отчаяния.
· Глава
«Отрочество»
Философская
глава.
ВОПРОС: О
чем же думал Николай в течение года, пока вел свою уединенную жизнь?
Найдите ответ
в тексте главы «Отрочество».
Какое
философское направление становится любимым? (Скептицизм)
Записать понятие:
Скептицизм (греч.)– философское направление,
выдвигающее сомнение в надежности истины.
· Глава
«Смерть бабушки»
В этой главе
появляется контраст в изображении событий. Смерть и отсутствие сожаления
(последний абзац главы).
Толстой
использует контраст, чтобы показать дисгармонию окружающего мира.
Николеньке
тяжело от душевных страданий. Но он уверен, что это временно и сравнивает
отрочество с пустыней, через которую хотел бы поскорее пройти. Он уверен, что
лишь в редкие минуты человек не верит ни в то, что будет будущее, ни даже в то,
что было прошлое.
Подведение итогов:
Какие изменения произошли в главном герое?
Меняется
его восприятие окружающего мира — приходит понимание того, что мир не вращается
вокруг него одного, что вокруг много людей. Он воспринимал мир через чувство
одиночества, с появлением друга Нехлюдова его взгляды на жизнь меняются.
Происходит переоценка смысла жизни. Для автора очень важен процесс
постепенного избавления от замкнутости, как с нравственной, так и с
психологической стороны.
ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ: Написать небольшое рассуждение на тему: «Подросток 19 века и подросток
21 века: разные эпохи, но схожие проблемы».
(описать,
в чем ваше сходство и в чем разница ваших мыслей)
Родной язык. Учебная неделя 25 - 29.01.2021г.
Тема: Информация: способы и
средства её получения и переработки
Прочитайте и ответьте на вопрос "Каким будет чтение завтрашнего дня?"
Информация (от лат. informatio — осведомление,
разъяснение, изложение) — очень широкое понятие, имеющее множество трактовок.
В обыденной, жизни под информацией понимают всякого рода сообщения, сведения о
чём-либо, которые получают и передают люди. Информация для человека — это
содержание сигналов (сообщения), воспринимаемых человеком непосредственно или с
помощью специальных устройств, расширяющих его знания об окружающем мире и
протекающих в нём процессах.
Источники
информации:
— телевизор,
— радио,
— интернет,
— газета,
— журнал,
— книга,
— часы,
— телефон.
БУМАЖНАЯ КНИГА Бумажная книга – один из видов
печатной продукции: непериодическое издание, состоящее из сброшюрованных или
отдельных бумажных листов (страниц) или тетрадей, на которых нанесена
типографским или рукописным способом текстовая и графическая информация,
имеющее, как правило, твердый переплет.
ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА Электронная книга – класс
мобильных цифровых устройств, предназначенных для чтения книг в электронном
(цифровом) формате.
ИНТЕРЬЕРНАЯ КНИГА В русскоязычных контекстах
это название встречается преимущественно на английском – coffee table book
(букв, «книга для кофейного столика») и обозначает иллюстрированное подарочное,
обычно крупноформатное издание в твёрдой обложке, используемое, главным
образом, как предмет интерьера, элемент дизайна, статусный атрибут либо
выставочный экспонат.
Шебби – бук – это книга сделанная из ткани.
Используется для украшения интерьера.
Партворк – это узкоспециализированное
периодическое издание познавательного, развлекательного, коллекционного
характера, состоящее из выпусков (частей), выходящее еженедельно или один раз в
две недели .
Флипбук – книжный формат малого размера с уникальной
ориентацией страниц, при которой страницы перелистываются вертикально.
KNIGLI - это одновременно книга и картина.
Книгля представляет собой рисунок, созданный из целого текста произведения, для
чтения которого кокетливо прилагается лупа трёхкратного увеличения.
Виммельбух – детская развивающая книжка
крупного формата с яркими, детализированными, максимально насыщенными
визуальной информацией иллюстрациями.
Книга – театр (понорамка). Читая такие книги,
мы попадаем в мир сказки. При открывании каждой страницы книги, как по
волшебству перед нами оживают объемные картинки из тонкого картона.
Книга раскладушка – это когда страницы книги
сложены наподобие мехов гармони, поэтому читать и рассматривать ее нужно
раскладывая и складывая страницы.
Буктрейлер (англ. booktrailer) — это короткий
видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо
книге. Цель таких роликов – реклама свежевышедших книг и пропаганда чтения,
привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для
трейлеров к кинофильмам. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет
не более 3 минут. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к
книгам, ставшим литературной классикой. Главная задача буктрейлера -
заинтересовать и удивить будущего читателя, привлечь внимание к сюжетной линии
и героям художественного произведения. При создания буктрейлера можно
использовать видео, иллюстрации, фотографии, обложки книг.
Родная литература. Учебная неделя 01 - 05.02.2021г.
Родной язык. Учебная неделя 08 - 12.02.2021г.
Домашнее задание: Построить собственную аргументацию (доказательство или опровержение) следующего тезиса: Высказывания, имеющие одно и то же значение, могут обладать разным смыслом.
Родная литература. Учебная неделя 15 - 19.02.2021г.
Родной язык. Учебная неделя 24 - 26.02.2021г.
Родная литература. Учебная неделя 01 - 05.03.2021г.
Родной язык. Учебная неделя 9 - 12.03.2021г.
Виды доказательств
1. Прочитайте правило:
По способу
проведения доказательства делятся на два вида: прямые и косвенные.
При прямом доказательстве задача состоит в том, чтобы найти такие убедительные аргументы, из
которых логически вытекает тезис.
Косвенное
доказательство устанавливает справедливость тезиса тем, что вскрывает
ошибочность противопоставляемого ему допущения, антитезиса.
2. Ознакомьтесь с примером текста-рассуждения (задание
3, тема 3 устного собеседования) Вопросы, предложенные на карточке
участника собеседования
1. Что такое дружба?
2. Почему в последнее время люди часто завязывают
дружеские отношения в Интернете?
3. Могут ли люди, познакомившись в Интернете,
сохранить свои отношения в реальной жизни?
4. Какие качества Вы цените в друге больше всего?
Тезис: Дружба – это взаимоотношения между людьми, в
основе которых лежат взаимопонимание, взаимовыручка, общность интересов, а
главное – доверие. Дружба – это живое общение, поэтому в Интернете настоящих
друзей найти нельзя.
Довод: В последнее время
люди, словно соревнуясь друг с другом, часто завязывают дружеские отношения в
Интернете: чем больше виртуальных друзей, тем лучше. К этому их, как мне
кажется, подталкивает одиночество в реальной жизни. Но к дружбе, на мой взгляд, и к простому
общению большое количество виртуальных «друзей» не имеет никакого отношения.
Пример: «Тот, кто хвастается, что приобрел множество
друзей, никогда не имел ни одного друга», - очень точно сказал Сэмюэл
Кольридж. Поэтому множество виртуальных друзей свидетельствует об отсутствии
настоящего друга.
Несколько слов о своем
друге.
Вывод: Дружба в
Интернете не может быть крепкой, потому что различные символы, смайлики никогда
не смогут заменить настоящие, подлинные эмоции и чувства. Виртуальная дружба –
это подделка, а виртуальный друг – это набор символов и смайликов.
3. Домашнее
задание: напишите сочинение-рассуждение
на тему: «Какого человека можно назвать другом?»
Не забудьте дать ответы на вопросы:
1. Что такое
дружба?
2. Почему не
каждого знакомого человека можно назвать другом?
3. Есть ли у
Вас настоящий друг?
Комментариев нет:
Отправить комментарий