22. 01. 2018. 5Г, Д. Русский язык.
Тема урока: Суффиксы.
Тема урока: Суффиксы.
- Дорогие ребята, мы продолжаем путешествие по удивительной стране
под названием “Морфемика”. И отправимся мы сегодня в гости к королю Грамматики.
Король
Грамматики очень любил книжку «Приключения Гулливера». А поскольку он был
человек очень занятой и самому побывать в Лилипутии не представлялось
возможным, он решил пригласить лилипутов к себе в гости. Они с радостью приняли
приглашение и приехали и гости так быстро, что король даже не успел
приготовиться к их приезду. А ведь обычный дом для лилипута - целый домище! Но
король не растерялся, и в мгновенье ока ДОМ превратился в ДОМИК, СТОЛ - в
СТОЛИК, СТУЛ - в СТУЛЬЧИК, КРОВАТЬ - в КРОВАТКУ. Король побежал на кухню. Ужас!
Суп для гостей пересолили! Но прежде чем его успели подать к столу, СОЛЕНЫЙ суп
стал СОЛОНОВАТЫМ, КИСЛЫЙ сок - чуть-чуть КИСЛОВАТЫМ, и даже старый повар из
ЛЫСОГО превратился в ЛЫСОВАТОГО.
ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ: дом ■ домище - домик
стол - столик стул – стульчик
кровать - кроватка
соленый - солоноватый
кислый - кисловатый лысый -лысоватый
- Какая часть слова пришла на помощь королю?
Сформулируйте и запишите тему урока. (Суффиксы и их значения.)
Какие задачи нам необходимо решить? Чему должны научиться?
(Определять значение суффиксов. Находить суффиксы в словах, правильно писать слова с суффиксами. Выполнять морфемный разбор слов.)
(Определять значение суффиксов. Находить суффиксы в словах, правильно писать слова с суффиксами. Выполнять морфемный разбор слов.)
На доске:
ОНОК НИК ИК ТЕЛЬ ОК ИН ИСТ ОВ ОЧК ЁНОК ЧИК Б К ИЩ АЩ ЯЩ
- Что это за слова на доске?
- Что можно сказать об их значении?
- Сами эти части слов, наверное, ничего не обозначают, но их можно
услышать в словах, например: тигр – тигрёнок, лист – листик, ягода- ягодка..
Это не слова, это суффиксы.
Наши задачи: мы должны понять :
- Что
образуют суффиксы?
- Какую
роль играет суффикс в слове?
- Почему
суффикс - значимая часть слова.
- Какие
суффиксы называются суффиксами оценки?
- На
какие группы по значению делятся суффиксы?
- Употребляются
ли одинаковые суффиксы для образования разных по значению слов одной и той
же части речи?
3. Этап усвоения нового материала.
Синтаксический разбор предложения.
Обычный дом для лилипута - целый домище!
Морфемный разбор ДОМИЩЕ
Для чего нужен суффикс? Как изменилось слово дом с
помощью суффикса? (Можно изменить лексическое значение слова при помощи такой
морфемы).
Знакомство с материалом учебника § 76
(Суффикс занимает место после корня. Это
значимая часть слова. Суффикс служит для образования слов с новым лексическим
значением, а также для образования однокоренных слов различных частей речи.)
-Какие значения бывают у суффиксов.
ЗНАЧЕНИЯ
|
|
-ик-,-ушк-,-к-,-онк-,-еньк-,-ок-,-очк-
|
уменьшительно-ласкательное
значение = суффиксы оценки
|
-
чик-,-щик-,-ист-,-тель-
|
название лица по роду
занятий, по профессии
|
-оват-,-еват-
|
признак предмета
|
-ан-,-ян-,-анин-,-янин-,-ец-,-ск-
|
название лица по месту
жительства
|
-ец-
|
принадлежность
действия лицу
|
-ищ-
|
увеличительное
значение
|
-ищ-
|
место
|
4. Этап первичного закрепления знаний
ТРЕВОЖНЫЕ СОБЫТИЯ
На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики
сбрасывали на городок орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали
глупостью, парашютисты – десантники меж синеватых облаков стали спускаться на
речевых ошибках и сеять в Слованске бессмыслицу. Почернели улочки города. Но
каждый слованец поднялся на защиту Родины. Самое драгоценное, речь и мысль,
жители спрятали в глубокие каменные убежища. И перешли в наступление! Вражеский
ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые
ошибки.
Самостоятельная работа с текстом
— Выпишите слова с суффиксами -чик- ,-щик- ,-ист-, -тель-, -оват-,
-еват-определите их значение.
— Вспомните и запишите суффиксы со значением “житель какой-либо
страны, города, края”. Найдите в тексте слова с подобным значением и выделите
суффиксы.
— Одинаковое ли значение вносит суффикс в эти слова?
— Выпишите слова с суффиксом –ищ-, определите значение
— Одинаково ли значение этих слов?
— Какой можно сделать вывод, анализируя слова с суффиксами
–ец-,-ищ-?
— Вот и заканчивается наш урок.. Достаточно ли мы были
внимательны? С этой целью я предлагаю вам выполнить следующие задания.
·
Выписать из текста
“Тревожные события” словосочетания, включающие слова с суффиксами оценки.
·
Придумать и записать 2–3
предложения о том, как дальше развивались события в городе Слованске.
Выделить в словах известные суффиксы, определить их значение.
·
Написать 2–3 предложения
о том, каким стал Слованск через пять лет. Выделить в словах известные
суффиксы, определить их значение.
5. Этап подведения итогов.
Итак, сегодня мы говорили о суффиксах, наиболее часто
встречающихся в нашей речи.
А вообще, в русском языке 4,5 тысячи корней, чуть меньше
приставок, около 100 окончаний, около 500 суффиксов. Знакомство с этими
морфемами мы продолжим на следующих уроках.
6. Домашнее задание: повторить значения суффиксов по записям в
конспекте, § 76, упр.410, 413.
Комментариев нет:
Отправить комментарий